Полезные материалы

Книга о сказкотерапии


Это история одной психодрамы, которую я разыграла сама с собой. Мой внутренний Директор (режиссер психодрамы) помогал искать ответы на вопросы моему внутреннему Протагонисту (у которого вопросы возникли). А в самый сложный момент появилась волшебная сказка и самая настоящая группа. Это была группа слушателей курса «Сказкотерапия средствами психодрамы и ролевой игры», который на Факультете повышения квалификации МГППУ ведет В.В. Семенов. Вместе мы разыграли придуманную мною сказку, за что я выражаю всем действующим лицам свою искреннюю благодарность.

— Что же получилось?

— Не спеши, узнаешь. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.


Сначала был контракт.

Директор

— Давай договоримся о предмете и возможном результате нашей работы.

Протагонист

— Если можно, я начну издалека. У меня возникает много мыслей и ассоциаций, связанных с этой темой. Мне трудно сразу выстроить их в нужном порядке.

Директор

— Хорошо, пусть будет так.

Протагонист

Мое знакомство со сказочной психодрамой продолжается уже три года. Первый год стал для меня фейерверком ярких впечатлений, переживаний, открытий. Второй — мозаикой, из которой по кусочкам складывалась более— менее цельная картинка техник психодрамы и возможностей сказкотерапии. А по завершении второго года я поняла, что теперь у меня в руках есть конструктор, из которого я могу творить самые разные программы. И наконец, приступая к третьему году, я решила разобраться с тем, что же это за союз – сказка и психодрама, объединить их в своем сознании и построить из имеющегося конструктора нечто цельное и красивое. Я изучала книжки и статьи, я рассуждала, я рисовала схемы разной степени сложности …. Но ощущения гармонии и осознания не возникало.

А мне бы хотелось прояснить, как связаны между собой эти два направления психотерапии, в каких отношениях они друг с другом, как взаимодействуют.

Директор

— Зачем это тебе нужно?

Протагонист

— Я хочу лучше осознать, что за волшебное средство появилось у меня, грамотно его использовать и, возможно, даже создать свой учебный курс, чтобы поделиться этим с другими.



Потом настало время директору и протагонисту подготовить начало драмы.

Директор

— Прежде чем строить сцену и начинать действовать, давай поподробнее познакомимся с твоими представлениями о предмете.

Что для тебя психодрама?

Протагонист

— Когда-то, в начале моего знакомства с психодрамой, она была для меня просто возможностью быстро и эффективно решать свои вопросы через действие, построение и проигрывание сцены, иногда даже сначала получая решения, а после уже осознавая, что же произошло.

Потом она стала еще и одним из способов мыслить, к которому я обращалась в затруднительных случаях. Когда нужно что—либо обдумать или принять решение.

И только потом наступил такой этап, когда я смогла понять, почему психодрама «работает», да еще так эффективно! Теперь она начинается для меня с теории Морено.

Директор

— Что представляется тебе важным в этой теории?

Протагонист


— Пожалуй, то же, что и в личности самого ее создателя, Якоба Леви Морено.

Родился он в 1889 году. Было это, как понятно, аж в позапрошлом веке. И жил в Австрии и США до совсем еще свежего в памяти 1974 года. Довольно длинная и нескучная жизнь. Чем же прославлено это имя?

Да, он основал групповую психотерапию и метод психодрамы. Да, он создал хорошую школу и сумел передать свой метод людям. Но только ли это?

Только я рискнула прочесть работы самого Морено по теории психодрамы. Чтение это не из легких. Но я увидела, что это был за человек. Его интересовали, — ни много, ни мало, — пути выживания всего человечества. И он видел решение этого вопроса в том, чтобы вернуть человеку единство с Космосом, его породившим, освободить его от власти стереотипов и вернуть ему возможность свободно действовать, став равным Творцу. Теория психодрамы родилась из острого ощущения единства Человека – Человечества – Космоса.

Директор

— Значит, главное в психодраме – это единство с Космосом и возможность творить?

Протагонист

— Да, да. Для меня это так.

Директор

— А что ты думаешь о сказкотерапии?

Протагонист


— Сказкотерапия сегодня обретает самые разные формы, не отказывается от помощи самых разнообразных психотерапевтических школ, но все, что делает, «упаковывает» в сказочную форму, в форму метафоры. А метафора – это язык подсознания. Однако в сказке, прошедшей испытание временем, отражается лишь то, что присуще коллективному бессознательному.

Директор

— Коллективное бессознательное и Космос – это очень похоже, ты не находишь?

Протагонист

— Может быть, а что же из этого?

Директор

— Действие покажет.



Для того, чтобы начать действовать, нам потребуется построить сцену.

Директор

Как выглядит пространство, на котором может разворачиваться действие нашей драмы?

Протагонист

— Пока не могу описать это исчерпывающим образом. Но я очень ясно представляю себе слои, этажи, уровни или что—то в этом роде. Может быть это какая—то лесенка?

Директор

— Из каких же ступенек состоит такая лесенка? Изобрази ее.

Протагонист


— Вот она.



И сказкотерапия, и психодрама, по—моему, имеют каждая свою такую лесенку. Вот только первые две ступеньки у них общие.


Теперь по всем законам психодрамы пора приступать к действию.

Директор

— Мне кажется, что сейчас самое время призвать на помощь сказку. Может быть, ты попробуешь сочинить историю , в которой психодрама и сказкотерапия стали бы главными героями?

Протагонист

— Сказку? Что ж, слушайте.


В одной Большой—Большой Вселенной (а какой она была?— может быть, вы знаете?) разместилась в уютном местечке одна Планета (может, вы слышали и о ней?). Большая—Большая Вселенная была Праматерью и источником жизненной энергии для всего сущего на Планете.

И была эта Планета на редкость красива и уютна. Основную часть ее поверхности занимал Безбрежный Океан Возможностей, который со всех сторон омывал Материк Творения. На этом материке жили разные сущности, объединенные родством с Большой—Большой Вселенной.

Дни проходили за днями, века за веками … Все менялось и текло на Планете, а может и оставалось неизменным. Разные люди говорили по—разному.

Но вот однажды появилось откуда ни возьмись маленькое Зернышко Идеи, покружилось, увлекаемое Ветром, и упало на Благодатную Почву Творчества.

Благодатная Почва Творчества была очень подходящим местом для такого Зернышка. Ведь она покоилась на очень надежной Базальтовой Тверди. А сама Базальтовая Твердь подогревалась Вечно Раскаленной Магмой.

Конечно, в таких условиях Зернышко недолго оставалось Зернышком. Оно проросло и превратилось в Роскошный Цветок, в самой середине которого … Да—да—да, здесь жила маленькая симпатичная девочка. Какой она была? Вы поймете это и сами, когда узнаете, что вскоре она выросла и назвалась именем Психодрама.

Когда она выросла и захотела попробовать свои силы в деле, она собрала себе в дорогу Волшебный Мешочек Инструментов. В нем лежали сцена, роли директора и протагониста, дополнительных «я» и зрителей, а еще чудесный аэрозоль «теле» и волшебный порошок спонтанности.

Да кроме того, у нее была заветная записная книжка, в которой она записала на память основные принципы своей работы

А на другом краю Материка Творения, питаясь энергией той же Большой—Большой Вселенной, подогреваемая бурно кипящей Магмой, содержащей тепло и страсти человеческой психики, опираясь на свою Базальтовую Твердь теории личности и смысла психотерапии, питаясь Благодатной Почвой Творчества, из зерна древней народной сказки родилась Сказкотерапия.

А уж какой на самом деле была эта переменчивая особа, знаете только Вы. В день своего совершеннолетия она, как и Психодрама, тоже отправилась в путь.

И, конечно, сказка не была бы сказкой, если бы они не встретились на узкой тропинке в Одиноком Диком Лесу. Деваться им было некуда, и они увидели друг друга. Взгляды их встретились, и в этот момент случилось чудо: они почувствовали, что получили возможность видеть мир глазами друг друга.

—Я гляжу на тебя твоими глазами, а ты смотришь на меня моими.

— Мы видим и ощущаем друг друга, как себя самоё.

—Я – это ты, ты – это я.

Так сказали они друг другу и принялись осматривать мир новыми глазами. Они разглядели, что их породила единая Большая—Большая Вселенная, что обе они согреты Магмой, кипящей страстями и содержащей тепло человеческой психики, что Базальтовая Твердь дала им возможность опираться на общий смысл психотерапии. Так много было у них общего, что почувствовали они себя сестрами. Поняли, что хотят в жизни одного и того же и сразу же решили продолжить путешествие вместе.

А надо вам сказать, что на Материке Творения обитали очень даже Симпатичные Люди. Вот только довольно часто попадали они в ловушки, расставленные для них хитрыми Химерами Темных Болот. Химеры эти досаждали людям как могли.

И люди стали обращаться за помощью к Психодраме и Сказкотерапии: «Научите нас не попадать в лапы коварных Химер».

Психодрама доставала свои Инструменты, а потом сотворила из них даже Основные Техники – обмен ролями, зеркало, дублирование, хор, монолог.

А Сказкотерапия оживляла эти агрегаты своим дыханием. И тогда закипала работа.

Так возникли на Материке Творения «Королевский Дворец», «Волшебный Магазин», поляна Старых Сказок, озеро «Волшебное зеркало», Комната Смеха, Цветик—Семицветик, пещера Рождающейся Сказки, Вершина Сказочного Ролевого Тренинга, деревушка Монодрамы, поселок Драмы Протагониста и целый город Социодрамы.

Но Психодрама и Сказкотерапия хотели путешествовать, знакомиться со Всем Миром и в конце концов обрести единство с Большой—Большой Вселенной.

И тогда они сказали обитателям Материка Творения:

— Мы оставляем вам свои инструменты и техники.

— Пользуйтесь нашими постройками и творениями.

— Берите мою сказку, фантазию и волшебную силу.

— И из зерен ваших идей, посеянных на Благодатную Почву Творчества, вырастут прекрасные растения, которые принесут вам чудесные плоды.

— ТЕПЕРЬ ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!


Директор

— Хочешь ли ты узнать, что было дальше?

Протагонист

— О, конечно. Будет здорово, если моя фантазия сможет жить своей жизнью!

Директор

— Тогда давай попросим участников группы разыграть эту сказку так, как им захочется.

Пусть роль каждому достанется по жребию. Мы начнем читать сказку. По ходу будут появляться различные персонажи, а актеры будут выходить на сцену и разыгрывать то, что слышат. Когда же твоя история закончится, то еще некоторое время актеры будут действовать на сцене самостоятельно, исходя из тех ролей, которые они играют. Посмотрим, что случится.

Протагонист

— Хорошая идея.

Директор

— Раз тебе понравилось, то так мы и сделаем. А теперь внимательно смотри, что будет происходить.

Протагонист

— Вижу!


Вот Большая—Большая Вселенная. Она – горда и молчалива, она – огромна и почти неподвижна, но в ее позе – готовность в любой момент включиться в события. А на Материке — Симпатичные Люди, они живут, общаются между собой. Только Химеры потихонечку начинают портить эту благодать. Но справиться с ними Симпатичным Людям не так—то просто: Химеры не сильны, но весьма назойливы. Люди действуют по—разному: кто—то пытается договориться с Химерами, кто—то ищет поддержки и союза с другими людьми, кто—то зовет на помощь Психодраму и Сказкотерапию.

А те повсюду ходят вместе. Готовы и помочь, но сами свою помощь не навязывают. И, что интересно, они даже кажутся мудрее и старше Людей. Будто бы не Люди их создали, а наоборот, Сказкотерапия и Психодрама имеют отношение к сотворению Людей. И Психодрама, и Сказкотерапия очень интересуются всем миром, а не только людьми.

Вдруг Большая—Большая Вселенная, договорившись с Планетой и Безбрежным Океаном Возможностей, насылает на этот маленький мирок огромную волну Цунами.

Протагонист

— Вот ужас! Что же теперь будет с Симпатичными Людьми, да и со всем миром!

Директор

— Не знаю. Давай смотреть дальше.


Под напором стихии Люди и Химеры, Сказкотерапия и Психодрама, словом все обитатели Планеты собираются на одном маленьком пространстве. Теперь они смотрят друг на друга совсем другими глазами. Кому—то приходит в голову мысль взяться за руки, и вот уже на Планете появился Хоровод. Он – такой единый и уверенный, в нем чувствуется сила и надежность, он обладает удивительной притягательностью.

И что же? Смотрите, даже сама Планета, даже Безбрежный Океан Возможностей, даже Большая—Большая Вселенная – ВСЕ присоединились к хороводу Симпатичных Людей!

Протагонист

— Да, неожиданно и удивительно! Спасибо, дорогая группа! Очень интересная получилась сказка.


Что ж, игра закончилась, но у нас еще есть возможность поделиться чувствами и мыслями, которые в ней возникали.

Директор

— Давай послушаем, что говорят участники группы.

Протагонист

— С превеликим интересом.

Участники группы

— мне стало жарко – так много энергии дала мне эта игра;

— группа после этой игры стала гораздо теснее, у нее появилась некая засасывающая, притягательная, позитивная энергия;

— у меня возникло ощущение незавершенности; кое—что из того, что я сделала на сцене, мне бы хотелось сыграть по—другому;

— вроде бы в конце мы достигли Гармонии, возможно, даже идеальной Гармонии. Не к этому ли стремится психотерапевт в своей работе? Но я почувствовала, что произошло обезличивание, даже грустно немного стало;

— не зря агрессия мира проявилась именно в Цунами. Наверное, еще свежи в памяти новогодние события, происходившие на нашей Земле;

— интересно, что только агрессия Вселенной привела нас к искреннему желанию объединиться;

— Мне трудно далась роль, я пока не понимаю, что такое Вселенная, почему она так действовала.

Директор

Ну, а тебе что увиделось в этой сказке?

Протагонист

— Есть интересное наблюдение. Мне всегда казалось очевидным, что человек создал психотерапию, как свой собственный инструмент, она – его детище. А в этой сказке и Психодрама, и Сказкотерапия как будто старше, самостоятельнее. Может, потому, что они – творение не одного человека, а целого Человечества?

Но тем не менее, в действии получилось так, что реально изменить ход событий и внести гармонию в бушующую Вселенную смогли только Люди.

Теперь я начинаю больше доверять словам Я.Л. Морено:

«Человек – это нечто большее, чем психологическое, социальное или биологическое существо. Сведение ответственности человека к психологической, социальной или биологической стороне жизни делает его отверженцем. Или он несет ответственность за всю вселенную, или же его ответственность ничего не значит.»

И еще – я начинаю больше доверять себе, ведь и я – человек.

Директор

— Нашелся ли ответ на твой вопрос? Какие взаимоотношения у Психодрамы и Сказкотерапии?


— Получается, что психодрама и сказкотерапия – это две сестры, которые могут жить и работать совершенно самостоятельно, а могут и сотрудничать, взаимно дополняя друг друга на всех уровнях – как в общих подходах, основных принципах, так и в технологиях решения поставленных задач. Задачу каждый раз приходится ставить самому. В этом – ответственность Человека.

Директор

— Будет ли теперь создан курс, о котором шла речь в начале?

Протагонист


— К нему уже сделан первый шаг. И в доказательство этого, я берусь провести анализ техники «разыгрывание сказок».

Этот анализ – результат обобщения опыта не только сегодняшнего разыгрывания,Он будет построен не только на опыте разыгрывания приведенной здесь сказки, но и нескольких других, которые мне доводилось разыгрывать ранее.

Это будет тот опыт, которым каждый может воспользоваться для своей работы.


Подошло время для осознания.

Директор

— Похоже, мы меняемся ролями? Что ж, в психодраме это возможно. О чем ты будешь говорить?

Протагонист, ставший директором.

— Я расскажу о том, зачем и как можно разыгрывать сказки.


Зачем нам разыгрывать сказки?

Действительно, вроде бы и незачем. Какая от этого польза? – Подарить группе несколько минут беззаботного детства? – Да ведь и это уже немало.

Немало. Но далеко не все! – Что же еще?

Первое, что приходит на ум, что, участвуя в разыгрывании сказки, я выбираю себе роль. Могу выбрать и такого персонажа, характер и способ поведения которого резко отличается от привычных мне. Так вести себя мне кажется неловко, неуютно, неприлично, … (нужное подчеркнуть или добавить свой вариант). Но сказка, волшебным образом изменяя реальность, послужит мне надежным щитом: «Я это делаю не сама, это все он, персонаж ….» Тогда то, что долгое время (или всю предыдущую жизнь) находилось под запретом, выходит на поверхность, освобождается. А может, этого стиля поведения у меня и не было никогда? Вдруг он мне пригодится? – Вот и еще польза.

Ну, какая из меня мачеха—угнетательница Золушек? Эта наглая злыдня – я? «Да, но я ведь это не для себя, за дочек своих кому хошь горло перегрызу!» — из роли я это чувствую.

Вот теперь я еще и новыми глазами смотрю на подобных особ. Мне легче принять их в жизни и взаимодействовать с ними. – Еще один резон разыгрывать сказку.

А сама роль – это маска. Теперь я – ее хозяйка, а не она командует мной. Хочу – пользуюсь, хочу – положу «в долгий ящик». Главное, с этого дня еще одна роль есть в моем репертуаре. Чем больше ролей, тем богаче выбор поведения в различных ситуациях. Главное, не запутаться, что где применять?

Тогда разыграем еще одну сказку. Скажем, про Колобка. Но слега видоизменим ее. Пусть Колобок попробует разными способами уйти от зайца—трусишки, хулигана—волка, здоровенного (авторитарного) взрослого дядьки – медведя, хитрющей лисицы – манипулятора, горюющих о блудном сыне бабки и деда – своих родителей. (Ого! Да это уже не ролевой тренинг, это уже эпохальная тема! Редкий подросток этим не заинтересуется!)

Многочисленны и многоварианты истории про злую мачеху, на которой вполне можно отреагировать негативные чувства, адресованные собственным родителям.

А вот история о том, как разыгрывали сказку про Тараканище. «После недавнего взрыва в метро я очень волновалась за свою дочь, — говорит участница группы.— В этой сказке я специально выбрала роль папы—зайца в заячьем семействе. Когда пришел Тараканище, мой заяц сидел в трамвае вместе с другими зверушками. Ему было очень страшно за своих зайчат и он заблокировал двери трамвая. Теперь я чувствую, что отыграла страх потерять ребенка».

Выходит, разыгрывая сказку, можно работать с различными темами. – Вот и еще одна возможность!

А зрители? Да, ведь и они увидят в этой сказке много разных деталей. Каждый разглядит эту историю со своей колокольни.


О чем, например, заставила задуматься зрителей эта давно знакомая история про Тараканище?

— О детях и родителях (я — головастик боялся, что родители отдадут меня Тараканищу; я – зайчиха, очень боялась за своих детишек )

— О семейном портрете (у нас в семье было разделение – один котеночек ближе к маме, а другой – к папе)

— О власти, авторитете и наглости, о нашей реакции при столкновении с ними в жизни (я подумала, что если он так себя ведет, да еще его при этом все слушаются, то за ним видимо, есть какая—то сила)

— О разобщенности (каждый плакал в своей норе)

— О том, что движет нашими поступками……,

и много—много еще о чем.


А что разглядели зрители и участники в сказке Гуси—лебеди?

— Внутренний мир ребенка и то, что видят в нем взрослые, очень отличаются друг от друга

— У детей есть свои цели и устремления.

— Цель придает силу, дает и силу воли.

— Родителей надо слушаться.

— На старших детей часто возлагаются обязанности родителей.

— Родители могли бы быть более ответственны и не оставлять детей без присмотра взрослых.

— Подружки проявили сочувствие, но не оказали реальной помощи.

— Младшие и старшие дети в семье – как они взаимодействуют.

Поговорить обо всем этом? Прочесть сотни томов специализированной литературы? Или разыграть и прожить все это изнутри, но в безопасной обстановке, находясь под защитой старой доброй сказки?

Протагонист, ставший директором.

Ну, а если уже есть желание разыграть какую-либо сказку, то давайте разберемся, как это сделать. Возьмем сначала самый классический вариант – разыгрывания без редакций и изменений какой-нибудь общеизвестной народной сказки.

Разберем это подробно, шаг за шагом.


Как разыгрывать сказку?

1. Разогрев группы (короткие энергетизирующие и настраивающие на предстоящую работу упражнения).

2. Какую сказку мы сможем сегодня разыграть?

Сначала соберем все предложения. Те, кто выдвигал идеи, пусть выйдут в центр и озвучат, почему именно эту сказку хочется разыграть.

А потом из всех сказок голосованием выберем одну. Предложите, например, участникам группы подойти и встать за спиной у того человека, к чьему выбору они присоединяются.

Если за две сказки набирается примерно равное число голосов, можно дать возможность договориться тем, кто предложил эти сказки.

Проголосовать можно аплодисментами.

3. Припомним сказку.

Пусть тот, кто хорошо знает эту сказку, коротко ее перескажет. Мы все будем придерживаться одной версии сказки.

4. Разбиваем сказку на сцены.

Итак, мы начнем с …» (Еще раз повторяем порядок сцен)

5. Кто какие роли будет играть в этой сказке?

Если на одну роль претендуют несколько человек, можно: менять актеров в разных сценах, задействовать их по очереди; разыграть сказку дважды...

Интересно может получиться, если какой—то персонаж окажется один в двух лицах (его будут играть сразу два актера). Например, один играет героя, а другой – внутренний голос.

— Кто-то совсем не хочет играть: тогда кем ты будешь – билетером, зрителем, осветителем, деревом на поляне,...

—Если детей мало и каждый ребенок может играть несколько ролей, то необходимо обозначить пространство: "Где ты будешь изменяться?"

Какая-либо роль никому не по душе: возьмем стул, куклу, другой предмет, который просто кто-то из актеров озвучит.

6. Готовимся к разыгрыванию

Что вам нужно, чтобы сыграть роли? Как вы хотите себя преобразить?

Договоримся, где будут располагаться различные сцены в пространстве комнаты.

Построение сцен

Итак, первая сцена здесь, ... (Можно провести и репетицию, но поверхностно, «в полноги», без проживания чувств)

7. Презентация персонажей

Какой ты? Почему ты таким стал? и т.д.

8. Сказка разыгрывается

9. Завершение сказки

например, аплодисменты всем или каждому в отдельности

10. Шеринг из ролей (начиная с подросткового возраста)

Как вам игралось?

Зрители, что увидели вы?

О чем была эта сказка?

Какой опыт вы получили?

Как можно назвать ту сказку, которая получилась у нас?

Возможно, кто—то из участников нуждается в особом отреагировании. Говорит: «У меня не получилось», или нечто подобное. Можно спросить: « Что ты хочешь сделать? Давай сыграем эту сцену еще раз.»

11. Снимаем роли.

.  А если кто—то не хочет снимать роль?

Рекомендуется по завершении драмы всегда снимать роли.

Роль может быть выражена некоторыми атрибутами, снимая которые, человек снимает с себя и роль.

Ну, вот мы и добрались до самого завершающего этапа.

Директор и Протагонист, вновь ставший Протагонистом (хором)

Пора и нам снять роли.

— Я больше не Директор, я больше не Протагонист, я больше не «писатель». Я теперь стану Читателем, буду читать, интересоваться опытом и размышлениями нынешних Читателей.

— Вы больше не читатели, Теперь Вы, вполне вероятно, экспериментаторы и «писатели», Творцы Психодрамы и Ее Жизнеописатели.



Сказочная психодрама
или
психодраматическая сказка

автор: Наталия Парамонова

Для газеты "Школьный психолог"